вторник, 24 ноября 2009 г.

Дневники трех...

Продолжение дневников трех людей, находившихся 24 ноября 1941 в Ленинградской области в 30 км друг от друга.

Немецкий солдат 227 пехотной дивизии...записей нет

Жительница Ленинграда - записей нет...
Понедельник, 24 ноября 1941 г.

Дима окончательно отказался ходить в подвал во время налетов. Он возвращается с работы настолько усталым, что не может двигаться. Сразу после еды ложится в постель и просит, чтобы его не тревожили. Что-то с его работой не клеится. Получается не так, как предполагалось: в госпиталь приходится ходить очень далеко. Его посылают, как курьера, в разные концы города, а трамваи часто не ходят. Наконец, обижают его и с обедом: заведующая буфетом всячески старается не выдать положенной тарелки супа. Только тогда, когда он приходит вместе с сыном начальника госпиталя, то получает все, вплоть до котлеты. Недаром сын этого начальника такой краснощекий и упитанный. Даже не верится, что он ленинградский житель.
(о как - мажоры были всегда - примечание блоггера)

Ленинградец
24/11/41

Встал утром( мне работать с двух ч.д.) глаз распухший и красный – слезится. Пошел к врачу на Майорова, много народу не добиться. Делать нечего поехал на завод. Но и там врач глазник принимает с полпервого. Поехал со злости домой по пути вновь зашел на Майорова, но и здесь прием с полвторого. Посидел дома, выпил горяченького кофейку и поехал на работу, у самого завода застала тревога. Прямо пошел в амбулаторию взял номерок к глазному. Все таки получил бюллетень, завтра явиться вновь.

Тревога продолжалась долго, зашел посидеть в цеху. Вновь пошел домой. Отбоя не было, зашел в библиотеку погреться, надоело сидеть решил идти пешком. У ворот встретил моего теперешнего сменщика Савкина. Он позвал в фабрику кухню (он живет один без родителей. Карточки имеет с собой, сам себя кормит) взял две тарелки по карточкам супу. Одно название, что суп, чистая вода и три листка капусты. Савкин есть не стал, он плотно заложился на заводе и я съел две тарелки воды, после чего поехали домой, благо прозвучал желанный отбой.
На фронтах сейчас началось новое наступление немцев на Москву. Под Ленинградом наши части упорно атакуют немцев и медленно продвигаются вперед.

16ти летний сигнальщик ледокола на Балтфлоте...
24 ноября. Понедельник.

Примерно в час ночи, когда мы стояли в Кронштадте, подняли по тревоге. Над нами свист снарядов, а разрывы в порту и в городе. Минут через 5 открыли огонь южные форты, и вскоре немцы затихли.

Вчера весь день отдыхали в Кронштадте в ожидании каравана и погрузки к нам на борт бойцов, эвакуированных с Ханко. Под вечер из Купеческой гавани несколько раз подходили к нашему борту буксиры и тральщики и передали нам человек 500 красноармейцев и командиров с их оружием. Разместили их в жилой палубе и по кубрикам. Рассказывали, что при эвакуации с Ханко были большие потери при подрыве кораблей и судов на минах вблизи Ханко. При самой обороне Ханко за 5 месяцев было меньше потерь. Там надежно вгрызлись в землю, укрылись за бетоном.

Примерно в 18.20 вышли. За нами «Октябрь» буксирует «Ленинград», за ними минзаг «Урал» (в мае 1954 г. на «Урале» я месяц проходил морскую практику, будучи слушателем Военно-морской медицинской академии. Никого служивших на этом корабле в ноябре 1941 года не оказалось). Завершал колонну п/х «Пятилетка», имевшая уже большой опыт переходов по этому маршруту. Ночь темная, идет небольшой снег. Может быть, и сегодня пронесет? Выходим на траверз Петергофа. Все тихо. Ветра почти нет, и нет надобности прятаться за надстройки и трубы. Хотя температура не ниже минус 5°, мы пританцовываем около орудий или начинаем «петушиный бой» — скачем на одной ноге, толкая плечом другого «петуха», стараясь сбить его на палубу или, на худой конец, заставить встать на вторую ногу.

Вдруг страшный грохот взрыва справа в носовой части. Нос корабля подбросило, и несколько человек, не устояв на ногах, плюхнулись на палубу. Почти одновременно с взрывом что-то загрохотало по мостику, по надстройкам, по рубке, а затем на корабль обрушились сверху куски льда разной величины и даже многопудовые глыбы. В момент взрыва, чтобы удержаться на ногах, я невольно обхватил ствол орудия и не отпускал его, пока сверху на нас сыпались куски льда. Первой мыслью было: начался обстрел. Но не видно было ни вспышек на берегу, ни звуков выстрелов, ни разрывов других снарядов. Значит, мина, но как она тут оказалась? Значит, мы подорвались. Но спокойно гудят вентиляторы около труб, подавая воздух в машинные и котельные отделения, равномерен гул машин. Мы идем и, кажется, не сбавили скорости. Из кормовых тамбуров, что над трапами в жилую палубу, стали выскакивать наши заспанные «пассажиры».

Только мы пришли в себя и собрались обменяться мнениями о случившемся, новый сильный взрыв в левой носовой части. Так же подбросило носовую часть, такой же грохот по мостику, рубке, надстройкам, а затем град кусков и глыб льда сверху на палубу. Сильный удар по голове сбил меня с ног, и я потерял сознание. Очнулся в лазарете. Перед глазами появилась какая-то белая фигура, которая постепенно превратилась в нашего доктора с флаконом нашатыря у моего лица.

«Ну, оклемался?» «Кккажется, оккклемался», — ответил я, непривычно заикаясь, и сделал попытку встать с койки. Но голова закружилась и плюхнулась на подушку. «Не дергайся, полежи полчасика, а я Соболем займусь. Он выскочил на палубу без каски, и ему больше досталось». Соболь лежал напротив на койке и тихо постанывал.

Через полчаса доктор, спросив, как я себя чувствую, разрешил идти и лечь в кубрике. Голова еще кружилась и немного гудела, но меня потянуло наверх, посмотреть, что там делается?

Боцманская команда и наши ребята вручную или ногами сбрасывают за борт куски льда, щепки, обломки досок. В районе нашей батареи заметных разрушений не было. А вот когда я потихоньку вышел из-под мостика на полубак и взглянул наверх, картина предстала печальная: ограждения мостиков, стекла в боковых будочках на крыльях верхнего мостика, в рубке, с каютах командира и штурмана выбиты, планширь и леерные стойки на полубаке и баке разрушены, в тамбурах над трапами в носовую часть жилой палубы двери сорваны и разломаны. Около тамбуров стоят дежурные и никого из «пассажиров» на палубу не выпускают. Но мы идем. Только скорость немного упала. Наверное, не больше 5 узлов. И корабли спокойно идут за нами. Ну, и здоров же ты «минокол» «Волынец!». Похоже, что на мостике все живы, никто о погибших и раненых оттуда не говорил. Вот кому-то из «пассажиров», выскочивших на палубу, немного досталось.

Идем уже между дамбами Морского канала. В Ленинградском порту, как обычно, отходим в сторону, останавливаемся и пропускаем вперед корабли. Проходя мимо нас и видя наш развороченный нос и полуразрушенный мостик, они дают короткий гудок соболезнования, а может быть, и благодарности за благополучное для них завершение перехода. С «Октября», буксирующего «Ленинград», запросили, нуждаемся ли мы в помощи и дойдем ли мы до места. Ответили, что дойдем.

Около 23-х часов отшвартовались на своем месте у набережной Лейтенанта Шмидта. Наши «пассажиры» покинули корабль, построились на набережной, и несколько раз пересчитались, пока не получилось необходимое число бойцов. Очень хотелось посмотреть со стенки, что с нашим носом, но с корабля никого на набережную не пускали.

...
Следующий день
Предыдущий день
...
Судьбы людей сложились по разному
...

Комментариев нет:

Отправить комментарий