Продолжение дневников трех людей, находившихся 12 ноября 1941 в Ленинградской области в 30 км друг от друга.
Немецкий солдат 227 пехотной дивизии...
Среда, 12 ноября 1941 г.
День, полный хлопот. Работа при сильном морозе. Но все идет так, как мы планировали. Со всех сторон звучат выстрелы наших орудий. То, что было в последние дни — это затишье перед бурей. Дай Бог, чтобы все удалось.
Жительница Ленинграда.
Среда, 12 ноября 1941 г.
Заходила к одной знакомой, и она меня угощала новым кулинарным изобретением — желе из кожаных ремней. Рецепт изготовления таков: вывариваются ремни из свиной кожи и приготовляется нечто вроде холодца. Эту гадость описать невозможно! Цвет желтоватый, запах отвратительный. При всем моем голоде я не могла проглотить даже одной ложки, давилась. Мои знакомые удивлялись моему отвращению, сами они все время этим питаются.
Говорят, что эта масса в больших количествах продается на рынке. Но я на рынок не хожу: менять абсолютно нечего. То, что я могу предложить, не интересует покупателей. А рынки завалены прекрасными вещами: материи высокого качества, отрезы на костюмы и пальто, дорогие платья, меха. Только за подобные вещи можно получить хлеб и постное масло. Уже не по слухам, а по достоверным источникам, то есть по сведениям из районов милиции, известно, что на рынке появилось много колбасы, холодца и тому подобного, изготовленного из человеческого мяса. Рассудок допускает даже эту страшную возможность: люди дошли до предела и способны на все.
Муж меня предупредил, чтобы я не пускала Юрочку на прогулки далеко от дома даже и с няней. Первыми начали исчезать дети.
16ти летний сигнальщик ледокола на Балтфлоте...
12 ноября. Среда.
Опять караван собрался только к двум часам. Поведем транспорты №№ 548, 529, 553, 539 и 502. Как только вышли из огражденной части канала, немецкая батарея открыла по нам огонь. Поскольку шел снежок, то корректировать огонь немцам было сложно, и снаряды ложились с большим разбросом. В 4 часа благополучно пришли в Кронштадт. Стоя на Большом рейде, пропустили все суда на Малый рейд, и сами пошли за ними. Никто не отстал. Но в обратный рейс вышли в начале шестого. Поздновато. В караване одни транспорты. Может, проскочим. Снег валит вовсю.
Хотя суда должны держать интервал в пределе визуальной видимости, но в сильный снегопад это не всегда получается, и капитаны, боясь наскочить на впереди идущее судно, держат дистанцию большую и не всегда видят впереди идущее или сзади идущее судно, стараясь только выдерживать заданную скорость. Идущий за нами транспорт держит дистанцию строго: метров 150, и лишь изредка сильные снежные заряды скрывают его от нас. Но следующего за ним транспорта совсем не видно. Часов около 8-ми, когда начало светать, мы остановились в порту и стали пропускать и считать шедшие за нами суда. Одного транспорта нет. Подождали полчаса, пока совсем рассвело, и ушли в Неву. Что с ним случилось? Скорее всего, замедлил ход, отстал и затерло льдами. Но выручать его днем на виду у немцев никак нельзя — расстреляют и утопят. И канал будет закрыт, и Ленинград — закупорен. Надо ждать ночи.
Днем поразбивали и поразгоняли льды ниже моста Лейтенанта Шмидта. Уже дня три и три ночи немцы не бомбят город — метель, но артиллерия бьет ежедневно по несколько раз. Больше по центру и по заводам. Часов в 6 вечера вошли в Морской канал и пошли на поиски потерявшегося транспорта. За нами ледокольчик «Октябрь».
Расчеты «сорокапяток» у орудий, заряженных фугасными снарядами, за спинами винтовки, расчет «максима» в полной готовности на полубаке. Метель прекратилась еще днем, но снежок идет, ухудшая видимость. Вышли из огражденного дамбами канала, десятки глаз смотрят вперед сквозь мглу и снегопад. Проложенный нами вчера ночью фарватер замерз и сужен сомкнувшимися ледяными полями. Они девственно белые от свежевыпавшего снега. Идем малым ходом, чтобы было как можно меньше дыма и шума от ломающегося льда.
Минут через 15–20 в серой мгле возник силуэт судна. Уцелел! Команда: «Расчетам орудий левого борта приготовиться к открытию огня по транспорту! Расчетам орудий правого борта и пулеметчикам приготовиться поражать живую силу на палубе и в надстройках транспорта!» Ход самый малый. Силуэт транспорта медленно нарастает и проясняется. Я навел орудие на левый борт под полубаком, откуда из иллюминаторов носовых кают могут ударить из пулеметов и автоматов по нашему мостику и по всем, кто на верхней палубе. До транспорта 100 метров, 75, 50, 25... Нервы напряжены. В любую секунду с транспорта может обрушиться на нас шквал пулеметно-автоматного огня. Успеем ли мы дать эффективный ответный огонь? Расчеты у орудий стоят во весь рост, и скосить их из 3–4-х автоматов дело 2–3-х секунд. Медленно поворачиваю ствол своего орудия влево, выбрав целью первый носовой иллюминатор, хотя он, как и остальные, закрыты. Приближаемся к левому борту транспорта своим левым бортом с тем, чтобы максимально обколоть лед у его борта. Вот наш полубак около его полубака и медленно продвигается на расстоянии метра 2–3 вдоль его борта к корме. Стволы орудий обнюхивают надстройки и мостик транспорта. На транспорте — тишина. С «Октября» на бак забрались человек 6–7 с винтовками, быстро обежали помещения и доложили: «Никого на судне нет». Теперь и мы смогли осмотреть транспорт, и то, что делалось вокруг него.
Оказывается, это наш старый знакомый 507-ой («Отто Шмидт»). Мостик и труба разбиты снарядами и здорово обгорели, на палубе валяются какие-то доски, щепки, пожарные шланги. У левого борта на льду валяется разбитая шлюпка с веслами, во льду вокруг транспорта десятки больших черных лунок, чуть занесенных снегом, от разорвавшихся снарядов. На льду ближе к краю фарватера валяются какие-то чуть занесенные снегом личные вещи, какая-то одежда. И ни одного трупа.
Медленно пройдя вдоль транспорта, подготовив ему возможность выхода на фарватер, мы, увеличив ход, пошли в Кронштадт. В 22.30 передали в штаб флота через оперативного дежурного выявленную картину с транспортом, получили приказ стоять до особого указания на Малом рейде, а затем возвращаться в Ленинград и доставить туда 507-й.
...
Судьбы людей сложились по разному
...
Следующий день
Предыдущий день
четверг, 12 ноября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению
Спасибо! Очень хорошая идея - публиковать такие дневники одновременно и в соответствии с датами. Нам очень важно помнить историю.
ОтветитьУдалитьОсобенно поразило про желе из свиных ремней и человеческое мясо. И это только начало блокады. Что же будет дальше?..
И правда хорошая идея)
ОтветитьУдалить